Имена на камне

По памятникам людей, похороненных на старом Бердянском кладбище, в буквальном смысле можно проследить судьбу города, начиная с середины ХIХ века.

Многие захоронения по воле времени стали безымянными. Восстановить их — значит отдать дань памяти и уважения людям, которые жили до нас, создавали и развивали наш родной город.

Легенда старого кладбища

2009_4_16_2547_2На городском кладбище покоится не одно поколение бердянских греков. Сейчас уже нельзя найти могилу греческого вице-консула Михаила Пайкоса, скончавшегося в 1891 году. Сохранилось фамильное захоронение семьи Габриели. Прекрасно сохранился величественный памятник супруги греческого купца Афанасия Кури — Хариклеи. Судьба этой женщины превратилась в своеобразную городскую легенду: якобы она погибла страшной смертью — вместе со своими детьми сгорела в доме во время пожара. Её могильный памятник выполнен в виде барельефа и изображает женщину с тремя детьми. Однако краевед Павел Архипенко ещё в 60-х годах, исследовав метрические книги, выяснил, что мать и дети скончались в разное время. Сама Хариклея Кури умерла при родах. С обратной стороны памятника нанесена эпитафия на греческом языке. Павел Архипенко разыскал переводчика и записал текст этой эпитафии. После ее прочтения становится ясен смысл надгробного изображения матери и детей. Эпитафия гласит: «Здесь, в краю гипербореев, вдали от Греции, жену Афанасия Кури, его любимую Хариклею, урождённую Амбанопуло, мёртвую, хранит в себе земля. Из любимых детей трое были цветущих подростков на радость родителям, но вскоре, к нашему горю, их постигла тяжёлая болезнь. Когда они угасли, боль поразила материнское сердце, и вот, побеждённая горем, она перешла в царство Аида».

 

Разрушенная память

На городском кладбище, которое теперь принято называть старым, похоронено семь поколений горожан — 2009_4_16_2547_1такое мнение высказывают исследователи истории города. По мнению краеведа Павла Архипенко, который в течение многих лет исследовал городской некрополь, самые ранние захоронения датируются 1848 годом. Но не исключено, что первые поселенцы хоронили здесь своих усопших и раньше, ведь пристань и поселение вокруг неё возникли ещё в 20–30-х годах ХIХ века. Для захоронения кладбище было закрыто в 1982 году.

Бердянск с самых первых лет своего основания был городом многонациональным, его населяли представители различных вероисповеданий и конфессий. Потому и кладбище было разделено на православное, католическое, лютеранское, старообрядческое.

За пределами территории кладбища, со стороны остановки «Спорткомплекс», можно найти фрагменты каменных могильных плит и обелисков. Это следы захоронения польских католиков — переселенцев из западных областей Российской империи, которые прибыли в Бердянск в 1912 году и во время Первой мировой войны. Поляки хоронили там своих усопших до 1920 года.

Отношение к усопшим и их захоронениям во все времена было показателем культуры общества. Город уже допустил одну неповторимую утрату — потерял еврейское кладбище, которое располагалось на западной окраине города, где сейчас находятся объекты «Горгаза». Кладбище с пышными захоронениями бердянцев-иудеев было уничтожено. В советское время на его территории выросло промышленное предприятие. Чудом было обнаружено надгробие с могилы отца всемирно известного микробиолога Владимира Хавкина. Сейчас плита находится на территории мемориального дома-музея семьи П.П. Шмидта.

К сожалению, люди очень часто способны к бездумному и бессердечному разрушению того, что свято и бесценно для других. Старое кладбище всегда подвергалось актам вандализма. Последние лет 15 кладбище осаждают охотники за металлоломом. В годы гражданской и Великой Отечественной войны надгробные памятники, вызвавшие чью-то бессмысленную ярость, подвергались разрушению. На некоторых из них сегодня видны следы от пуль. Вандалы ломали памятники и сбрасывали их с постаментов даже в относительно благополучные 60-е и 70-е годы. По свидетельству краеведа Архипенко, каменные могильные плиты с еврейского и старого кладбища даже использовали для строительных нужд.

Восстановить историю

Памятники старого кладбища представляют не только историческую, но и художественную ценность, как образцы художественного исполнения надгробного памятника. На некоторых из них до сих пор практически в неизменном виде сохранились фотографии, выполненные почти сто лет назад.

В конце XIX и в начале ХХ веков состоятельные горожане устанавливали на могилах своих родственников величественные памятники из белого средиземноморского мрамора. Но с годами камень темнел, покрывался налётом и обрастал мхом. На некоторых могильных плитах и стелах перестали читаться имена погребённых. К счастью, благодаря местным краеведам, которые продолжали изучать старое бердянское кладбище, информация о захоронениях не была утрачена. Сегодня некоторые из этих памятников можно увидеть полностью восстановленными. Сотрудники КП «Ритуал» взялись за восстановление надгробий в 2007 году. Свою помощь оказали предприниматели-«ритуальщики».

Как рассказала специалист по охране культурного наследия городского отдела культуры Лариса Бучная, уже третий год сотрудники отдела культуры во время традиционного общегородского субботника приводят в порядок захоронения выдающихся земляков. В это время ведётся и поисковая работа. Так, Лариса Анатольевна обратила внимание на хорошо выполненный каменный памятник, который был сброшен на землю. После того, как он был очищен от мха и земли, открылось, что в 1912 году под ним был погребён протоиерей Константин Николаевич Реутов. В будущем ещё предстоит найти информацию о жизни этого человека и восстановить его надгробие.

Помимо белого мрамора для изготовления памятников использовался чёрный камень лабрадорит. Спустя сто лет, памятники из него практически в неизменном виде дошли до наших дней. Этот материал — прочный и дорогостоящий, в нём выполнены надгробия состоятельных бердянцев.

В этом году исполнится сто лет с тех пор, как был установлен памятник на могиле летописца Бердянска — надворного советника Василия Крыжановского. Умер Василий Константинович в 1883 году, а в 1909 году городская управа установила ему памятник из лабрадорита за его заслуги. В тексте эпитафии сказано, что свой дом Василий Константинович завещал городу для устройства богадельни.+

Из лабрадорита выполнен и памятник известному украинскому публицисту — писателю Трофиму Зиньковскому, который установили его друзья.

Незабвенный инспектор

2009_4_16_2547_4Один из восстановленных памятников — стела на могиле инспектора народных училищ Ивана Фёдоровича Серно-Соловьёвича, который скончался в 1894 году. Камень памятника потемнел от времени, стела, украшающая его, была отбита от постамента. После того, как памятник был очищен, открылись эпитафии, которые были расположены с четырёх сторон постамента. Слова эти настолько глубоки и проникновенны, что не оставляют сомнения, что этот человек при жизни был глубоко почитаем своими коллегами. Бердянск был одним из передовых городов Российской империи в деле народного просвещения. И потому учителя, директора училищ, общественные деятели, которые отдавали жизнь делу образования, пользовались большим уважением. Памятник из белого мрамора «незабвенному инспектору, искреннему другу», как называли Серно-Соловьёвича, установили учителя народных училищ.+

Свидетельством глубокого уважения к профессии учителя выступает эпитафия на могиле Абрама Нейфельда — основателя бердянского реального училища. На его памятнике, на русском и немецком языках написано просто: «Он был учитель».

Захоронение Головковых

Горожане, которые не могли себе позволить установить на могилах своих родственников каменные 2009_4_16_2547_3памятники, заказывали чугунные кресты. Таких крестов на кладбище сохранилось довольно много. Примечательно фамильное захоронение семьи купца первой гильдии Михаила Головкова, который был очень уважаемым в городе человеком, потомственным почётным гражданином. В 1873 году за его счёт был заказан в Москве большой колокол, который был установлен на колокольне Вознесенского собора. В 1886 году Михаил Головков был избран городским головой, но по собственному желанию отказался от этой должности. До наших дней сохранился дом купца Головкова. Это нынешнее здание районной администрации.

На могиле самого Михаила Головкова и его жены установлены чугунные кресты, а на могиле его сына — крест из лабрадорита.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *